24 ноября 1934 года
Альфред Гарриевич Шнитке (24 ноября 1934, Энгельс — 3 августа 1998, Гамбург) — российский советский композитор, музыкальный педагог и музыковед...
...
Шнитке о рок-музыке...
...
Статья полностью называется «…Приговорён к самому себе», опубликована в журнале «Огонёк», №20, 1988 год. Беседу вела Анна Кагарлицкая.
http://www.etheroneph.com/audiosophia/432-beseda-s-alfredom-shnitke.html?fbclid=IwAR1dxo7AP0WM9GdoFK9-HiT7MiGIaxxWXr7we8F9VyGVbVP8tgS0tRBe9gE
...
А.Ш.: Столько лет искусственно сдерживаемый интерес к року, вдруг получивший прорыв, обусловил временное вытеснение интереса к другим областям музыки. В наименьшей степени это коснулось джаза, в наибольшей – так называемой современной классической музыки. Оттого, что ведущие музыкальные проблемы оказались вытесненными на второй план, возникает ощущение, что рок буквально всё смёл на своём пути. Причём у меня такое ощущение родилось не оттого, что сократилась аудитория симфонических концертов и все устремились на концерты рок-музыки, – не могу сказать, чтобы такое явление наблюдалось в особо угрожающих масштабах, – впечатление этакой лавины рока возникло у меня благодаря вдруг открывшемуся свободному вниманию к этому явлению со стороны прессы. Пресса, печать страстно желают удержаться на волне актуальности и при этом не учитывают, что актуальность бывает разного свойства. Актуальность сегодняшнего дня всегда чрезвычайно активно себя проявляет, но и столь же активно и быстро угасает. А вот другая актуальность годами, десятилетиями удерживает интерес к классической, допустим, музыке. Конечно, часть аудитории мы тут безвозвратно потеряли, эта часть так и останется на стадионах и не вернётся в филармонические залы, но, значит, так тому и быть.
По сути, увлечение сиюминутной актуальностью существовало всегда. Вспомним, что было сто лет тому назад, в эпоху так называемого Венского вальса. Венский вальс воспринимался примерно так же, как сегодня рок. А в двадцатые годы наступила эпоха джаза, и казалось, джаз вытеснил всё! Но, как обнаружилось, никакого вытеснения не произошло. И теперь не произойдёт, смею уверить. Произойдёт то, что и всегда, – будут продолжать постепенно расширяться границы музыки, будут появляться всё новые и новые её разновидности и жанры. Будет дальше развиваться и современная классическая музыка – только не в таком сенсационном плане, как рок, а более спокойно и соответственно серьёзно.
– И волна рока схлынет?
– Да, скорее всего, и на Западе эта тенденция уже ощущается. Только не подумайте, что я против рок-музыки, напротив – я среди тех, кто очень заинтересован в её развитии и внимательно следит за тем, как это развитие происходит. Я против поспешной калитупяции перед чем бы то ни было – в том числе и перед роком.
– А не кажется ли вам, что средства массовой информации, и прежде всего телевидение, в той отчаянной пропаганде рока, о которой вы говорите, представляют это явление не слишком дифференцированно, как сплошной вал – без разграничения стилей, направлений, вкусов, наконец?
– Да, это так. Я замечаю, что телевидение представляет под эгидой рока немало интересного, но это интересное на самом деле роком не является. Вот, например, этаким знаменем рока выдвигают группу «Аквариум» под руководством Бориса Гребенщикова. А группа эта интересна прежде всего своей нестандартностью, к родовым признакам рока никакого отношения не имеющей. Или Александр Розенбаум – это особый гитарно-поэтический жанр, но и его представляют наделённым этакой «роковизной».
– Ну, а если взять тот сплошной поток весьма невысокого уровня эстрадных песен, которые постоянно звучат в телевизионных программах, – быть может, их ритмический строй и основан на интонациях рока, но, по-моему, это расчёт на невысокий вкус, под маркой рока «проглатывающий» подчас откровенную пошлость...
– Вы знаете, я всегда теряюсь, когда приходится абсолютизировать какие-то определения. Вот вы сказали – пошлость, а я совсем не уверен, что это именно то слово, которое здесь уместно. Может быть, это не пошлость, а очередная беспредрассудочность? То, что делает тот же Гребенщиков, тоже ведь кому-то может показаться пошлостью, а мне вот не кажется. Но у какого-то другого исполнителя те же приёмы, средства немедленно вызывают ощущение пошлости – граница, таким образом, оказывается как бы за пределами жанра. Скорее всего всё зависит от личности...
#24ноября #1934год #3августа #1998год